Основы работы в среде электронного обучения

  •  
     
  • 1
    Показать только тему 1
  • 2
    Показать только тему 2

    2. Способы создания курса

    • Курс в системе Moodle - это совокупность электронных ресурсов и интерактивных коммуникативных элементов. Все они конфигурируются в базе данных системы и могут быть компактно упакованы в zip-архив для переноса с одной образовательной платформы на другую. База данных Moodle автоматически создает резервную копию курса (zip-архив) раз в два дня и сохраняет ее в специальной папке. Резервные копии могут использованы для восстановления материалов курса и для создания шаблонов для новых курсов.

      Мы настоятельно рекомендуем вам дополнительно создавать резервную копию курса при глобальных изменениях в его содержании. Если в результате ваших манипуляций на курсе произошел сбой (бывает всякое!), имея резервную копию, всегда можно "откатиться" назад - в исходное состояние.

      Поскольку сейчас ваш курс безвиден и совершенно пуст, мы в учебных целях создали учебный zip-архив, который загрузили в тренировочные курсы всех преподавателей. Распаковав этот архив, вы получите возможность экспериментировать с минимальным набором учебных ресурсов: форумами, чатами, лекциями, графическими изображениями, ссылками и т.д.

      Zip-архив уже находится в вашем курсе. У всех преподавателей этот файл называется одинаково: backup-uchebnyi_20080211-1407.zip

       Для того, чтобы его распаковать, сделайте следующее:

      • Найдите кнопку "Редактировать" и перейдите в режим редактирования;
      • Найдите панель (блок) "Управление" и нажмите ссылку "Файлы";
      • В файловом каталоге вашего курса найдите папку backupdata. Там должен быть один единственный файл, который необходимо восстановить - нажмите соответствующую ссылку и следуйте подсказкам. Система предложит вам на выбор несколько вариантов восстановления. Необходимо восстанавливать архив в имеющийся курс, добавив данные.
      • Если все это очень непонятно, попробуйте прочитать инструкцию. Или пропустите этот раздел и перейдите к следующему, т.е. к непосредственному созданию курса своими руками без готовых шаблонов.

  • 3
    Показать только тему 3

    5 ШАГОВ СОЗДАНИЯ КУРСА

    1. Главные кнопки и элементы управления. Основные настройки курса

    • Найдите панель "Управление". Выберите ссылку "Установки". В открывшемся диалоговом окне найдите пункт "Количество нед/тем:". Из выпадающего списка выберите 5 недель. Прокрутите окно до конца и нажмите кнопку "Сохранить". В дальнейшем вам понадобится возвращаться к установкам курса неоднократно. В качестве домашнего задания: изучите установки курса. В задании следующего модуля вам потребуется их менять.
    • Найдите в навигационной панели кнопку "Реадктировать". Включите ее и выключите. Посмотрите, что изменяется в интерфейсе сайта.
    • Обратите внимание на появляющиеся в режиме редактирования кнопки и элементы управления.

    Кнопки и элементы управления
    Увеличить картинку

    Начинаем работать с Moodle

    www
    Инструменты редактирования:
    - Редактировать - кнопка переводит в режим редактирования ресурса или элемента курса.

    - Помощь - кнопка вызывает файл помощи во всплывающем окне.

    / , - Открыть/Спрятать - кнопки активируют/дезактивируют данный элемент  или ресурс курса. Одновременно эти кнопки указывают, виден ли данный объект слушателям курса. Для того, чтобы закрыть слушателям доступ к данному объекту, преподаватель должен нажать "открытый глаз".

    - Кнопки "Переместить вправо", "Переместить влево" позволяют выполнить "отбивку" данного объекта как элемент форматирования.

    - Кнопка "Переместить""Переместить сюда" .

    - Удалить - позволяет безвозвратно (появляется промежуточное уведомление об удалении с вопросом: "Уверены ли вы, что хотите удалить данный объект?") удалять данный объект.

    - Изображение "лампочка" показывает, что данный электронный модуль является текущим.

    - Один прямоугольник показывает, что вся структура модулей курса развернута. При нажатии на него, модули сворачиваются и появляется сдвоенный прямоугольник - . Соответственно, разворачивание модулей осуществляется нажатием на это изображение.

     

    2. Что есть что в виртуальном пространстве курса
    Настраиваемость. Блоки, как и вообще любые элементы курса имеют множество разнообразных настроек. Кроме того, сам набор блоков и даже само пространство курса может быть организовано, настроено в соответствии с потребностями преподавателя. Индивидуальгная настраиваемость - отличительная особенность среды Moodle. Ни  один курс не похож на другой (хотя бы в мелочах).

     

    Интерактивность – система предоставляет средства для разнообазных форм взимодействия преподавателя и слушателей, а не служит простым файлообменником электронных лекций.

    Прозрачность действий – практически все действия любого пользователя, в том числе и преподавателя, фиксируются в базе данных.

    Блоки. Всего имеется 16 блоков. Перейдите в режим редактирования, найдите модуль "Блоки" и изучите список доступных блоков в выпадающем меню. Блоки условно можно разделить на административно-технические и выполняющие контрольные функции.

    Mодули занимают центральное место в пространстве курса. В них размещаются основные ресурсы курса и средства коммуникации со студентами. Подробнее остановимся на них в следующем уроке.

    Блоки и элементы управления
    Блоки и элементы управления
    Увеличить картинку Увеличить картинку

     

    Задание:

     

    • в установках курса найдите "Формат" и выберите "Структура";
    • в установках курса заполните краткое описание курса;
    • в установках курса проставьте сроки начала и окончания курса;
    • в режиме редактирования добавьте в курс блоки: "Люди", "Обмен сообщениями", "Элементы  курса"


  • 4
    Показать только тему 4

    3. Модули

    Основное назначение модулей:

    • Визуальная и структурно-тематическая организация материалов курса.
    • Место размещения всех ресурсов.
    • Пространство для размещения деятельностных элементов и коммуникативных средств – форумов, чатов и пр.
    • Пространство для моделирования образовательного процесса, формирования образовательной траектории.

    Основные операции с модулями:

    • Модули можно скрыть - показать, развернуть - свернуть, удалить, сделать текущими, переместить вверх-вниз.
    • Написать вступление, подчеркивающее особенности данного модуля.
    • в модулях можно использовать графические элементы оформления для создания более привлекательного курса.

    2

    Увеличить картинку

     

    Задание:

     

    • Установите для своего курса 5 модулей;
    • Дайте название каждому модулю (какие именно - не имеет значения);
    • Сделайте первый модуль текущим, а второй невидимым;
    • Напишите для первого модуля краткое вступление;
    • Вставьте в один из модулей картинку.


  • 5
    Показать только тему 5

    4. Личная карточка (профиль) преподавателя, опции:

    • информация о пользователе
    • редактировать
    • сообщения форума
    • блоги
    • отчеты (логи)
    • зайти под именем...
    • отправить сообщение
    • список курсов
    • последний вход в курс

    Профиль преподавателя
    Увеличить картинку

    Редактировать личный профиль очень просто – в любом месте, где вы видите свою фамилию в виде ссылки, кликнув на нее, вы переходите в свою личную учетную карточку.

    Фотография пользователя. Новая картинка. Moodle позволяет подгружать новые картинки для вашего профиля. Максимально возможный размер загружаемой картинки определен на странице конфигурации. Пользовательские картинки – 100 на 100 пикселей для расширенного просмотра и 35 на 35 пикселей для обычного просмотра.


    Редактирование профиля
    Увеличить картинку

    Важной привилегий преподавателя является возможность заходить под именем пользователя. Впрочем, ею нужно пользоваться очень осторожно.
    Преподаватель может отправить сообщение лично каждому студенту, воспользовавшись его профилем или блоком "Обмен сообщениями".

    Для того, чтобы попасть в личную карточку слушателя, в блоке Управление выберите Слушатели, а затем в списке слушателей щелкните на его фотографии или ФИО. Это приведет вас на личную страницу пользователя, которая содержит ссылки редактирования профиля, просмотр тем форума, дневников, отчетов о проделанной работе.

    Как закачать картинку (раздел находится в стадии разработки)


  • 6
    Показать только тему 6

    5. Содержимое курса

    Составление курса включает в себя добавление модулей практических занятий на основную страницу в том порядке, в котором студенты будут их выполнять. Вы можете в любое время поменять этот порядок, равно как и сам формат курса, изменить даты и т.д.

    Ресурсы и деятельностные элементы.

    Ресурсы – это собственно статичные материалы курса. Ими могут быть: тексты лекций; различного рода изображения – карты, иллюстрации, схемы, диаграммы, формулы; веб-страницы; аудио и видео-файлы; анимационные ролики, 3D-модели, в том числе анимированные, ссылки на ресурсы Интернет и т.п.  

    2

    Увеличить картинку

    Примеры ресурсов:


  • 7
    Показать только тему 7

    ТРИ ШАГА СОЗДАНИЯ РЕСУРСА

     

    1. Перейдите в режим редактирования, нажав кнопку "Редактировать" в навигационной панели курса (см. модуль "Создание курса")

    2. В любом нужном вам модуле в выпадающем меню "Добавить ресурс курса" выберите нужный вам ресурс (рекомендуется ресурс "Веб-страница");

    3. Заполните поля с параметрами вашего ресурса (или скопируйте и вставьте текст и графические элементы оформления в поле "Описание") и нажмите кнопку "Сохранить" внизу страницы.

    Включите кнопку студенческого вида и нажмите на появившуюся ссылку на ваш новый ресурс - проверьте, адекватно ли студент его видит?

     

    Задание:

     

    • Добавьте в ваш курс следующие ресурсы: документ в формате "Word", файл pdf, веб-страницу, каталог файлов, если есть возможность, загрузите также аудио-и видеофайлы небольшого размера;
    • Более сложное задание: создайте один и тот же документ, например, небольшую статью с таблицей и картинками, в разных форматах (перечислены выше в п.1), загрузите их и посмотрите в чем состоят отличия: меняется ли форматирование, что происходит с картинками и таблицами и т.д.


  • 8
    Показать только тему 8

    ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУРСА

    Текст - самый эффективный способ проверки того, как материалы курса усвоены слушателями.

    Как выглядит стандартный текст:

    Примеры тестов можно посмотреть здесь  >>>

    Текст

    Пять шагов создания текста:

    1. Перейдите в режим редактирования, нажав кнопку "Редактировать";

    2. В выпадающем меню "Добавить элемент курса" выберите "Тест";

    3. Заполните поля параметров вашего теста, нажмите кнопку "Сохранить" внизу страницы и вы автоматически перейдете в режим редактирования вопросов теста;

    5

    Обратите внимание на следующие ключевые параметры теста:

    • Название - название теста в том виде, как его будут видеть слушатели;
    • Вступление - здесь можно написать об особенностях данного теста, ограничениях по времени, и т.п.;
    • Сроки тестирования (преподаватели нередко забывают о них, а слушатели потом жалуются администарции ЦДО, что им не доступны тесты);
    • Количество попыток;
    • Обучающий режим - выбрать "НЕТ";
    • Опции простмотра ответов учениками - выбрать нужное произвольно;
    • Остальное оставить без изменений.

    4. Создайте вопросы теста и перетащите их в тест, используя "стрелочки";

    • В новом тесте нет ни одного вопроса, вам их еще предстоит создать.
    • Конструктор вопросов.
    • Внимательно отнеситесь ко всем полям в настройках вопросов.
    Создание текста
    Увеличить картинку

     

    5. После создания вопросов и перемещения их в тест, нажмите кнопку "Сохранить".


  • 9
    Показать только тему 9

    ДРУГИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУРСА

    • Форум (основной коммуникационный элемент курса): еще совсем недавно было большой проблемой даже для опытных пользователей сети организовать свой независимый форум. Для пользователей Moodle сейчас не составляет никакого труда добавлять неограниченное число разнообразных по формату форумов в свои курсы. Лишь бы хватило сил и времени на их обслуживание.
    • Чат (нередко используется для он-лайновых семинаров в режиме реального времени): чаты давно уже вошли в практику общения в сети Интернет.  Поскольку основным отличием чата является работа в режиме реального времени, то и используется он в дистанционной среде обучения в основном как инструмент он-лайновой консультации;
    • Обмен сообщениями (удобен для личной переписки, чаще всего  - между преподавателями; другим участникам курса сообщение не видны)?;
    • Задание - эффективный инструмент работы со слушателями. Напоминает классическую форму работы школьного педагога - контрольные работы. Преподаватель формулирует задание, публикует его и предлагает слушателям дать ответ. Задания позволяют учителю ставить задачу, которая требует от студентов подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер. Преподавателю приходит уведомление об отправке ответов слушателей. Типичными заданиями являются очерки, проекты, сообщения и т.п.
    • Глоссарий (словарь, имеет множество настроек, пригоден для совместной работы преподавателя и слушателей)?;
    • Опрос предполагает выяснение мнения участников курса по какому-либо вопросу и он-лайновую публикацию результатов в виде диаграммы;
    • Тест - этот элемент курса позволяет учителю создать набор тестовых вопросов. Вопросы могут быть: с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, а также некоторые другие виды. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других). Студентам можно разрешить проходить тест несколько раз, при этом каждая попытка автоматически оценивается. Тесты могут показывать правильные ответы или просто оценку;
    • Урок - удобный инструмент для "ленивого преподавателя". Урок состоит из ряда вложенных лекций, в конце которых преподаватель назначает краткий тест по материалам прочитанной лекции. Урок устроен таким образом, что позволяет, при известной настройке, автоматически переводить слушателя с одной лекции на другую в зависимости от степени усвоенности им материала. В конце каждой лекции данного урока слушателю предлагается ответить на вопросы, и обращение к следущей лекции возможно только после успешного ответа. Степень "успешности" настраивается. Впрочем, и здесь имеется масса настроек, позволяющих  гибко организовать процесс преподавания в зависимости от поставленных преподавателем целей и четко выстраивать образовательную «траекторию».
    • Wiki - элемент курса, отдельная веб-страница, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых непосредственно на этой старнице. Крупнейший и известнейший вики-сайт — Википедия. К сожалению, в данный момент имеются серьезные недоработки в этом элементе системы, которые побудили нас временно вывести его из общего употребления. Сейчас продолжается тестирование модуля wiki в новой версии Moodle. Если результаты будут удовлетворительными, он станет доступен преподавателям с сентября 2008 г.

  • 10
    Показать только тему 10

    ДАВАЙТЕ ВАШУ ЗАЧЕТКУ! или КОНТРОЛЬ И УЧЕТ

    Система Moodle располагает широкими возможностями для фиксации и хранения результатов учебной деятельности учащихся. Среди них есть как инструменты контроля успеваемости, так и контроля посещаемости. Все элементы контроля и учета доступны из панели "Управление".

    1. Оценки.
    Ответы ученика на все тестовые вопросы, время прохождения теста, оценка за тест выставляются автоматически в результате обработки системой ответов слушателей на вопросы тестов и заданий.

    2. Шкалы.
    В системе автоматически выстраиваются рейтинги учеников по каждому тесту и по итогам прохождения курса в целом. В системе Moodle имеется возможность создания своих собственных шкал - от оценочных (по балльной системе) до сугубо субьективных эмоциальных оценок ("Молодец!", "Это ужасно!" и т.п.)

    3. Рейтинги.
    Блок "Рейтинг" автоматически выстраивает список слушателей, прошедших тестовое задание в соответствии с количеcтвом набранных ими баллов.

    4. Логи.
    В базе данных системы автоматически сохраняются и всегда доступны преподавателю следующие сведения (так называемые "логи"): фамилия, имя, отчество, город, телефон и электронный адрес каждого ученика, дата, продолжительность интернет-сессии и отметки о том, какие именно ресурсы посещал ученик за время работы с курсом.

    Все перечисленные инструменты оценки результатов учащихся имеют гибкие настройки, которые позволяют преподавателю не менее гибко подходить к образовательному процессу, в том числе к выстраиванию системы поощрения учащихся, создания здоровой соревновательности между ними, что в конечном итоге, позитивно сказывается на всем процессе обучения в целом.

    Контроль и учет
    Увеличить картинку
    • Задание:

      Сделайте на своем курсе собственную шкалу. Пошлите преподавателям ссылку на нее.

      К сожалению, поскольку у вас нет слушателей на курсе, мы не можем промоделировать ситуацию с реальными оценками и формированием рейтингов.


  • 11
    Показать только тему 11

    ОБЩЕНИЕ

    1. Внутренняя почта ("Обмен сообщениями")

    Наиболее удобное средство общения преподавателей и слушателей тет-а-тет. "Обмен сообщениями" выводится в виде отдельного блока, в котором можно настроить список собеседников, видеть непрочитанные сообщения, отслеживать историю сообщений, блокировать сообщения от конкретных пользователей. Послать частное сообщение можно также из профиля любого слушателя.

    Важно: большим удобством внутренней почты является то, что все сообщения копируются на адрес электронной почты пользователей.

    Внутренняя почта - это блок.

    2. Электронная почта

    Адрес электронной почты является неотъемлемым компонентом профиля любого пользователя. Адрес можно скрыть, используя настройки профиля, но его нельзя не иметь в принципе. Электронный почтовый адрес указан в профиле всякого пользователя.

    Адрес электронной почты - это атрибут пользовательского профиля.

    3. Форумы

    Разнообразные по набору функциональных средств форумы составляют основу коммуникационной среды дистанционного курса. Еще совсем недавно было большой проблемой даже для опытных пользователей сети организовать свой независимый форум. Для пользователей Moodle сейчас не составляет никакого труда добавлять неограниченное число разнообразных по формату форумов в свои курсы. Лишь бы хватило сил и времени на их обслуживание.

    Форум - это деятельностный элемент.

    3
    4

    Задание:

    • установите у себя на курсе блок "Обмен сообщениями";
    • используя модуль внутренней почты, отправьте преподавателям тестовое письмо;
    • откройте свой профиль и сконфигурируйте настройки таким образом, чтобы получать все сообщения с форумов;
    • откройте свой профиль и сконфигурируйте настройки таким образом, чтобы слушателям был виден ваш адрес электронной почты.

    Задание  к 13 модулю "Другие деятельностные элементы":

    • создайте у себя на курсе пример урока, состоящего из трех лекций, каждая с двумя контрольными вопросами;
    • настройте урок таким образом, чтобы слушатель мог переходить от одной лекции к другой, только ответив на контрольные вопросы;
    • создайте у себя на курсе Глоссарий, заполните его несколькими записями (не важно какими именно), примените автосвязывание слов глоссария в настройках.

  • 12
    Показать только тему 12

    ФОРУМ

    Элемент курса "Форум" - Наиболее часто используемый инструмент для организации общения между слушателями и преподавателями. Форум имеет много настроек, к которым нужно внимательно отнестись. В последней версии Moodle имеется пять форматов форума. Впрочем, выбрав один, вы всегда можете изменить его впоследствии.

    Деятельность в рамках форума наиболее важна – здесь проходит большинство обсуждений. Форумы могут быть структурированы различным образом и могут включать оценку каждого высказывания. Высказывания могут просматриваться в различных форматах и могут включать приложения. Подписываясь на рассылку, участники получают копии сообщений по e-mail. Вы можете также использовать форум для рассылки информации всем учащимся.




    Важные настройки форума:

     

    • тип форума - устанавливается в зависимости от ваших целей;
    • вступление для форума – объяснить его предназначение и задачи в рамках курса;
    • опции настройки режима участия слушателей (например, можно создать форум только для объявлений или новостей, запретив слушателям добавлять сообщения);
    • подписка (можно создать форум объявлений курса, принудительно подписав всех слушателей – в этом случае они будут автоматически получать копии всех сообщений форума на e-mail);
    • индивидуальные настройки (маркер прочитанных сообщений, размер вложенных файлов, опции оценивания сообщений – когда форум используется в виде семинара в учебных целях);
    • опции блокирования;
    • настройка групп (очень полезно при дифференцированном обучении – когда на одном курсе (дисциплине) обучаются различные потоки слушателей (например, на одном курсе математики – биологи, математики, физики и т.п.)).

     

    Хватит болтать

    Форум


    Увеличить картинку

    Задание:

     

    • добавьте форум (не имеет значения какого типа) в первый модуль, подпишите на него всех слушателей (условно);
    • напишите приветствие для форума;
    • отредактируйте свой профиль таким образом, чтобы отслеживать все непрочитанные сообщения с форума;
    • отправьте в форум тестовое сообщение;


  • 13
    Показать только тему 13

    КАЛЕНДАРЬ

    • Календарь - это блок

      С помощью блока Календарь легко привести события на курсе в порядок и отслеживать все важные мероприятия в одном месте, а также использовать его в качестве расписания уроков. Добавлять события в календарь очень просто. Упростите организацию событий на курсе. Работа над расписанием не должна отнимать много сил.

      Просмотр по месяцам

      С помощью переходов между месяцами можно быстро пролистать календарь.


      Добавление мероприятий с помощью формы

      Для добавления мероприятий можно использовать соответствующую форму. Чтобы начать ввод данных, достаточно нажать кнопку "Новое событие".


      Напоминания

      Напоминания о предстоящих событиях помогают следить за важными мероприятиями. Они приходят на электронную почту участников курса.


      Показ и скрытие календаря

      Календарь можно скрыть, закрыв "глазик" в режиме редактирования.


      Можно ли предоставить открытый доступ не ко всей, а только к определенной части информации?

      Да. Существует четыре категории событий: Общие события, Групповые события, События курса, События пользователя.

      Преподаватель может скрыть любое из них, а события группы в любом случае будут видны только членам этой группы.

      При наведении на соответствующее событие всплывает небольшое окно, в котором отображается дата события и его название в виде ссылки, при нажатии на которую вы перейдете к полному описанию этого события. События за определенный промежуток времени (обычно 21 день) отображаются также в блоке «Наступающие события».

      С помощью различных ссылок в блоке «Календарь» вы можете перейти к детальному дневному и месячному обзорам. С этих страниц вы легко можете переходить к такому же типу обзора любого другого курса, на который вы записаны.

      Календарь
    • Задание:

       

      • добавьте в свой тренировочный курс блок "Календарь";
      • добавьте в календарь три категории событий: событие курса, событие пользователя (т.е. преподавателя), общее событие.


  • 14
    Показать только тему 14

    ГРУППЫ

    • Для чего предназначен параметр «Групповой метод»?

      Существует три различных режима использования групп - Нет групп; Отдельные группы; Доступные группы. В режиме «Отдельные группы» каждый пользователь может видеть только участников своей группы - все остальные группы невидимы. В режиме «Доступные группы» каждый пользователь работает в своей группе, но также может видеть и другие группы.

      Групповой метод наиболее востребован в ситуации, когда одна дисциплина преподается нескольким потокам студентов. К сожалению, в текущей версии системы группы можно развести только на форумах: сообщения, предназначенные одной группе, не будут видны участникам другой. Все же ресурсы курса будут доступны всем участникам всех групп.

      Для чего предназначена опция «Принудительно» в установках курса?  

      Если флажок «Принудительно» установлен, все модули курса работают в соответствии с выбранным групповым методом. Эта настрока приоритетна, и параметры групп в отдельных модулях будут проигнорированы. Если флажок «Принудительно» снят, то отдельные модули будут работать в соответствии с групповым методом, только если в них сделана такая установка. В этом случае для каждого модуля необходимо устанавливать свой групповой метод.  

      Как настроить доступность (по времени) модулей курса для групп, занимающихся в разные дни?  

      В настоящий момент это невозможно. Вы можете создать отдельный курс для каждой группы при помощи резервного копирования и восстановления, но вам придётся обновлять оба курса.

      Можно ли использовать одни и те же группы в нескольких курсах?

      В настоящий момент это невозможно. Существует два возможных решения этой проблемы. Первая - дать студентам группы кодовые слова, так чтобы они сами могли записаться в нужную группу в каждом курса. Вторая - создать мастер-курс, включающий всех студентов, записанных в группы, а затем сделать каждый курс метакурсом, основанным на мастер-курсе.

      3

      3
      Интерфейс окна настройки групп очень прост и интуитивно понятен.
      Увеличить картинку
      2
      Интерфейс форума, в котором используются групповые настройки.

      Увеличить картинку



  • 15
    Показать только тему 15

    РАБОТА С КУРСОМ. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    О том, как работать с курсом, можно написать целую диссертацию (и ведь пишут!),  но мы ограничимся только несколькими краткими рекомендациями:

     

    1. зарегистрируйтесь на всех учебных форумах;
    2. поощряйте заполнение студентами своих профилей (включая фотографии): это обеспечит контекст для их будущих работ и создаст более комфортную, личностно-ориентированную обстановку на курсе;
    3. делайте для себя заметки в "Форуме для учителей". Это особенно полезно, когда учителей несколько.
    4. используйте "Отчет о деятельности" (напротив каждого имени в списке всех людей или со страницы профиля любого пользователя). Это прекрасная возможность пронаблюдать, чем занят определенный человек во время курса.
    5. своевременно отвечайте студентам. Не откладывайте это на потом - делайте это сразу. Не только потому, что впоследствии вы не сможете справиться со всей массой накопившихся сообщений, а ещё и потому, что это ключевой способ создания и поддержания чувства общности в вашем курсе.

    Образовательный процесс, практика.
    В заключение только о некоторых практических шагах по организации образовательного процессе, которые родились из опыта преподавания в ЦДО. Этот опыт применяется у нас на курсах по самым разнообразным дисциплинам, почему его можно считать более или менее универсальным.

    1. Не нужно питать иллюзий – даже преподавателю с большим стажем придется на первых порах самому залезть в шкуру обучаемого. Всякое новое дело первоначально требует определенных вложений, усилий. Хотя в ДО они совсем не так велики, как может показаться с первого взгляда. Зато потом наступает период собирания камней – электронный курс переходит в режим поддержки и основные трудозатраты преподавателя направляются на сопровождение образовательного процесса. От последнего большинство дистанционных преподавателей получает исключительно положительные эмоции.
    2. Структура курса и организация времени преподавателя. Тематическая структура модулей курса приветствуется, однако более прижилась календарная структура – каждый модуль соответствует одной неделе. Так проще организовать время, затрачиваемое преподавателем и учащимися на выполнение заданий и оcвоение материалов каждого модуля.
    3. На каждой неделе обучение организовано примерно следующим образом.
      • В начале недели ученики получают материал урока: теоретические сведения по данной теме – формулы, теоремы, лекционный материал; подробный разбор учебных примеров с обсуждением основных методов решения; анализ характерных ошибок.
      • Также в начале недели вывешивается домашнее задание – задание для самостоятельного решения.
      • В некоторых случаях помимо домашнего задания ученики получают дополнительное задание. Это одна–две задачи, содержащие какие-либо специфические особенности, которые преподаватель хочет дополнительно обсудить с учениками.
      • Во второй половине недели, ориентировочно в четверг, появляется тест, содержащий набор из 10-20 вопросов.
      • В конце недели ученикам становятся доступными ответы к задачам для самостоятельного решения.
      • Работая в курсе на любом этапе, ученики участвуют в форуме, в котором можно задавать все возникшие при работе над материалом вопросы, обсуждать и предлагать свои решения задач, обмениваться полезной информацией. Преподаватели дают в форуме комментарии по ходу учебы, задают дополнительные вопросы и предлагают материал для обсуждения, отвечают на вопросы слушателей.
      • Кроме того, ученик и преподаватель используют для контактов электронную почту: ученики не всегда готовы публично, в форуме, обсуждать свои трудности, поэтому всем участникам курса доступны электронные адреса всех учеников и преподавателей.

      Не бойтесь экспериментировать: почувствуйте свободу в поиске и изменении информации. Достаточно сложно сломать что-то в курсах системы Moodle, и даже если это произойдет – все можно легко исправить, восстановив данные из резервной копии курса. Главное - не забыть вовремя ее создать!

  • 16
    Показать только тему 16

    СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ


  • 17
    Показать только тему 17

    ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

    Уважаемые слушатели, а теперь уже, как мы надеемся, и настоящие дистанционные преподаватели! Вот и закончился наш блиц-курс. Надеемся, что он оказался для вас полезен и поможет вам в дальнейшей работе.

    Но это еще не все. Итогом нашей совместной работы должен стать ваш собственный индивидуальный курс, который вы выстраивали в процессе освоения предлагаемого нами материала. Наши преподаватели в течение недели после окончания курса проанализируют ваши собственные достижения и напишут краткий отзыв по каждому курсу. Также мы вышлем вам сертификаты о прохождении дистанционного курса в рамках программы тренингов для преподавателей ЦДО НП МГУ.